НОВАЯ ПАРАДИГМА В НАУКЕ И СОВРЕМЕННАЯ ПСИХИАТРИЯ

А.Н.Стаценко (г. Омск)

 

В настоящее время в естествознании наблюдается рождение новой парадигмы. Это, прежде всего, касается физики, которая начинает рассматривать Вселенную как проявление единого поля-сознания с его различными уровнями организации, от энергоинформационного до грубого материального.  Науки, занимающиеся человеком, не столь радикальны, однако и они всерьез ставят вопрос о существовании полевой составляющей человеческого организма и пытаются получить на него ответ экспериментальным путем.

Новая научная парадигма формируется в психологии и психотерапии, в частности, в гуманистическом их направлении, которое видит в духовном начале человека научную реальность, а не религиозную догму. Трансперсональная психология в свою очередь допускает существование других измерений человеческого сознания, выходящих за пределы традиционно понимаемых пространственных и временных рамок.

Описанный процесс менее всего затрагивает психиатрию, которая остается самой консервативной из всех естественных наук.  Возможно, это связано с тем, что психиатры склонны причислять все «безумные» идеи к проявлениям шизофренического инакомыслия, а нетрадиционное мировоззрение расценивать как систематизированный бред. Вместе с тем сама психиатрия своим упорным игнорированием объективно существующих научных фактов, не укладывающихся в привычное понятие, употребляется упрямому паранойяльному больному. Однако подобная позиция влечет за собой разнообразные негативные последствия.  Прежде всего, психиатрия оказывается на обочине наиболее современного и перспективного научного направления, которое, возможно, решит проблему эндогенных заболеваний. Вместо этого она предпочитает тешить себя иллюзией, что, назвав психическое расстройство шизофренией, она тем самым делает его более понятным. Традиционная наука о мозге показала свое бессилие перед объяснением психопатологических феноменов, но привлечь новую систему взглядов, которую называют «нетрадиционной», психиатры не решаются.

Психиатры имеют уникальную возможность изучать необычные свойства человеческой психики, которые вскрываются в психопатологических феноменах, но привычка рассматривать их сквозь призму диагноза («шизофрения», «истерия» и пр.) мешает их непредвзятой оценке. Возможно, в свете новой парадигмы не так уж бесспорна аксиома: «где начинается вера в приведения, там кончается психиатрия», и кто может поручиться, что галлюцинации в некоторых случаях не могут быть проблесками иного уровня реальности, а одержимость - не выдумка церковников, а клиническая действительность. Почему бы не посмотреть, например, на парафренный синдром как болезненно искаженное осознание потенциально существующих безграничных возможностей человека - носителя трансцендентального начала, или же предположить, что некоторые состояния измененного сознания (онейроид) являются входом в иные измерения человеческого «Я» и бытия. Самые «безумные» гипотезы требуют беспристрастного научного изучения, а не высокомерного отрицания с высоты вульгарного материализма.  Игнорирование энергоинформационной, полевой реальности ведет к тому, что не допускается существование психических заболеваний полевой природы, к которым относятся те, что в просторечье называются «сглазом», «порчей» и пр. (выделено мной, - В.Б.). В результате этого больные вынуждены обращаться к так называемым «экстрасенсам», подавляющее большинство которых, за редким исключением, шарлатаны или психически нездоровые люди. Таким образом, целая область, требующая исследования, оказывается вне сферы интересов науки. Это приводит к тому, что лица, прошедшие через руки псевдоцелителей, оказываются пациентами психиатров, в чем есть доля и их вины. Клинический опыт показывает, что во многих подобных случаях ухудшение состояния больного нельзя объяснить естественной динамикой существующего психического заболевания, так как наблюдается резкий качественный скачок в симптоматике.  Это может быть вызвано отрицательным влиянием «экстрасенсорных» методов воздействия и косвенно подтверждает существование энергоинформационной полевой патологии. Необходимо бороться с подобными негативными явлениями, но для этого следует признать их реальность.

Вместе с тем нужно отметить, что имеются случаи успешного целительства, которое официальная наука объясняет психотерапевтическим воздействием, а на самом деле ничего не объясняет. Новая научная парадигма такие факты связывает с благотворными биоэнергетическими влияниями или же с активизацией внутренних ресурсов человека, кроющихся в его полевой составляющей, от которой зависят нейрогуморальная регуляция и высшая нервная деятельность. Предполагается, что этим объясняется механизм действия психотерапевтических методов.  Новая научная парадигма заставляет по-иному взглянуть на оккультно-мистические области знания, признавая в них не суеверие, а пока не изученные естественные законы, связанные с энергоинформационным аспектом реальности.  Следствия отвергающего отношения к «суеверию» разнообразны, но всегда негативны. В частности, это проявляется в вопросе об отрицательном влиянии религиозных сект. Среди психиатров принято считать, что секты не наносят прямого вреда здоровью своих последователей, а действуют косвенно, путем провокации имеющегося психического заболевания. В некоторых случаях может возникнуть «индуцированный» психоз или «зависимое расстройство личности». Допустить же возможность прямого «магического» неблагоприятного влияния на психику (что наиболее вероятно при использовании трансовых техник) представляется ненаучным. В результате этого с разрушительным воздействием некоторых сект вынуждена вести борьбы православная церковь, в то время как ее демонологическая терминология вызывает только улыбку у «профессионалов».

Отрицательное влияние сект на психическое здоровье их последователей еще связано с тем, что они нередко используют интенсивные религиозные практики без опытного руководства и соблюдения определенных строгих правил, разработанных в основных религиозно-мистических системах (христианство, буддизм и пр.).  Психотерапия, наиболее близко подошедшая к подобным техникам, могла бы быть полезной в помощи пострадавшим, но, не признавая оккультных наук, она повторяет те же самые ошибки. Один из главных оккультных законов целительства гласит, что лечение, особенно с использованием магических методик (т.е. работающих с состояниями измененного сознания), должно проводиться человеком высокодуховным, нравственно чистым, руководствующимся альтруистическими, а не корыстными мотивами. В противном случае пациент получает от терапевта негативную энергоинформационную матрицу, оказывающую отрицательное влияние на здоровье.  Е.П.Блаватская еще в конце XIX века писала по поводу широкого использования гипноза: «Мы обвиняем науку в том, что она неуклонно втягивается в мальстрим черной магии... Вместо того чтобы излечивать болезни, они [врачи] зачастую заражают пациентов своими собственными физическими, ровно, как и ментальными болезнями и пороками... Эксперименты с «внушением», проводимые людьми, ничего не смыслящими в оккультных законах, таят в себе угрозу для будущего».

Непризнание традиционной наукой магической стороны психически активных техник может послужить тому, что сама официальная наука лучше всяких сект начинает пропагандировать в качестве оздоровительных техник мощные и опасные при неправильном использовании методы, например, трансцендентальную медитацию, не подозревая об их истинном содержании и позволяя использовать авторитет науки в качестве фирмы.

Новая научная парадигма открывает широкие возможности перед психотерапией, перенося вопросы бессмертия и посмертного существования из религиозной плоскости в научную. Избавление человека от страха смерти обладает мощным целительным потенциалом и позволяет по-новому ответить на вопросы, касающиеся смысла человеческого бытия и решить проблему эндогенных неврозов.

Таким образом, можно сделать вывод, что новая научная парадигма предоставляет психиатрии как науке интересные возможности. Важно только подойти к ним с открытым умом, с тем, чтобы подвергнуть самые «безумные» идеи непредвзятому научному анализу.

 

Домой

Хостинг от uCoz